Как перестать злиться
Рекомендации психолога
Злость и раздражение – неприятные чувства. Как для их обладателей, так и для окружающих. Это не радость или воодушевление, которыми хочется поделиться.
Злость и раздражение люди пытаются подавить или спрятать. И надо сказать, есть настоящие профессионалы в эмоциональной маскировке. По человеку никогда в жизни не догадаешься, что он постоянно сдерживает рвущуюся наружу злость или скрывает раздражение.


При этом злость – естественная эмоция. Она говорит о том, что наши границы были нарушены, и побуждает нас к действию – защитить себя. В обществе эти эмоции не одобряются и порицаются. Особенно это сильно отражается на девочках. Им с детства рассказывают о том, что злиться нельзя. Мотивируя это тем, что когда мы злимся, мы становимся некрасивыми, что злых людей никто любить не будет. Вот доброта, наоборот, добродетель, а злость – порок.


Такие установки приводят к тому, что злость начинает подавляться, блокироваться и скрываться. При этом такие черты, как доброта, также начинают быть искаженными. Люди начинают быть добрыми, потому что «стыдно быть злыми».


Например, одна моя клиентка все время помогала своему старшему брату, которому было за 50, то деньгами, то продуктами. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?» она ответила: «Это же брат, мне стыдно не помогать ему, когда он в беде». Беда у брата случалась регулярно. Ему помогала мама, его друзья и сестра. Становилось ли брату от этой помощи лучше? Нет, конечно. Да и зачем ему брать ответственность за свою жизнь на себя, когда кругом столько желающих решить твои проблемы. Основной движущий мотив этой женщины – стремление быть хорошей, доброй. А при этом отказывать категорически нельзя. Сказать «нет» - значит проявить свои негативные чувства. А на это стоит запрет. И получается, что такие люди, как моя клиентка, для всех удобные и добрые. Кроме самих себя.
Злость и раздражение люди пытаются подавить или спрятать. И надо сказать, есть настоящие профессионалы в эмоциональной маскировке. По человеку никогда в жизни не догадаешься, что он постоянно сдерживает рвущуюся наружу злость или скрывает раздражение.


При этом злость – естественная эмоция. Она говорит о том, что наши границы были нарушены, и побуждает нас к действию – защитить себя. В обществе эти эмоции не одобряются и порицаются. Особенно это сильно отражается на девочках. Им с детства рассказывают о том, что злиться нельзя. Мотивируя это тем, что когда мы злимся, мы становимся некрасивыми, что злых людей никто любить не будет. Вот доброта, наоборот, добродетель, а злость – порок.


Такие установки приводят к тому, что злость начинает подавляться, блокироваться и скрываться. При этом такие черты, как доброта, также начинают быть искаженными. Люди начинают быть добрыми, потому что «стыдно быть злыми».


Например, одна моя клиентка все время помогала своему старшему брату, которому было за 50, то деньгами, то продуктами. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?» она ответила: «Это же брат, мне стыдно не помогать ему, когда он в беде». Беда у брата случалась регулярно. Ему помогала мама, его друзья и сестра. Становилось ли брату от этой помощи лучше? Нет, конечно. Да и зачем ему брать ответственность за свою жизнь на себя, когда кругом столько желающих решить твои проблемы. Основной движущий мотив этой женщины – стремление быть хорошей, доброй. А при этом отказывать категорически нельзя. Сказать «нет» - значит проявить свои негативные чувства. А на это стоит запрет. И получается, что такие люди, как моя клиентка, для всех удобные и добрые. Кроме самих себя.
Также одной из причин блокировки злости является страх наказания. Например, многие думают: «Если я разозлюсь на своего начальника, который орет на меня, то меня накажут. Уволят, лишат премии, сделают изгоем в коллективе, поэтому лучше я промолчу.» Такой человек буквально проглатывает свою злость. Но она ведь никуда от этого не исчезает и не растворяется. Она ждет выхода наружу. И находит его: дома, с близкими людьми, либо в форме аутоагрессии. Все эти ситуации очень снижают самоуважение человека.


Часто такое явление встречается среди работников государственных учреждений, где сильная вертикаль власти, много контроля и бюрократии. Иногда люди годами держатся за такую работу в надежде на ранний выход на пенсию, льготы. Выбирают терпеть самодурство начальника, иногда даже жестокость, взамен получая стабильность и предсказуемость своего будущего. Не слишком ли высокая цена за такую несвободу?
Что же делать со злостью и раздражением, чтобы не выплёскивать его на близких и на самого себя?
1
Границы
Понять, что у вас есть границы. Есть то, что вам комфортно, и то, что для вас неприемлемо. У всех эти границы очень разные, и мы часто по ошибке приписываем другому свои понимания, как можно, а как нельзя. Для кого-то недопустимо ругаться матом в кабинете, а для кого-то это будет нормально. Если вас не задевает орущий начальник, значит нет никакого нарушения. А если ваша коллега пользуется через чур резким парфюмом, и каждый раз вам хочется высунуть голову в окно после ее прихода на работу, то тут нарушаются ваши границы. И ваша задача о них позаботиться.
2
Сообщение о нарушении
Нахождение адекватного способа сообщать о нарушениях. Иногда достаточно просто отойти от крикуна и проблема решится сама собой. А иногда нужно сообщить об этом. В общественных местах всегда есть люди, отвечающие за порядок: администраторы, охранники. Обращайтесь к ним за помощью.
3
Выход негатива
Периодически давайте выход накопившимся негативным эмоциям. Кто-то стреляет в тире, кто-то гоняет на картах, кто-то прыгает с парашютом. Устраивайте перезагрузку своей эмоциональной системе. Самый доступный вариант – громко прокричаться и побить подушку. Не даром этим способом активно пользуются японцы в офисах.
4
Блокирующие убеждения
Исследуйте блокирующие и ограничивающие вас убеждения, которые мешают выражать эмоции. Когда-то вы усвоили эти модели поведения, которые сейчас вам мешают. Самое время от них избавляться.
5
Выход из роли половой тряпки
Начните выходить из роли половой тряпки на работе, дайте себе право иметь свою злость, когда ваши границы нарушаются. Злость – это нормально. Главное найти подходящую лично вам форму ее выражения.
В естественном состоянии, когда у нас нет блоков на выражение злости, эмоции подобны руслу спокойной реки. Ничего не задерживается и не заболачивается. У вас возникла злость, вы ее выразили, позаботились о своих границах, и жизнь продолжается.

Если есть блоки на выражение злости, в голове рисуются страшные картинки того, что может случиться:
У меня не будет карьерного продвижения
Начальник меня сразу уволит
Друзья от меня отвернутся
Муж меня бросит
Что обо мне подумают другие? и т.д.
Если у вас есть страх, то вы везде будете находить ему объективные подтверждения. Один мой клиент рассказывал, как у него на работе с треском уволили трех коллег за то, что они смели возражать начальнику. Надо ли говорить, что у него был сильный страх высказывать свое мнение? Другая клиентка злилась на коллегу, который очень свободно вел себя на работе. Как так можно? Это неэтично? Он же мешает всем работать? На самом деле ей самой очень хотелось проявлять себя, но блок на выражение любых чувств не давал этого сделать. Зато, когда она пользовалась общественным транспортом, она как будто бы провоцировала людей на то, чтобы ее случайно толкнули плечом или задели, и могла из этого устроить настоящую сцену. Ее злость все время искала выхода и находила ее именно так. При этом, что в первом, что во втором случае процесс не осозновался клиентами.
Злость по пустякам всегда признак того, что какие-то свои потребности мы не замечаем и игнорируем. Это как пытаться быть веселой и беззаботной в то время, когда у тебя что-то болит. Такое бывает, когда человеку важно личное пространство, а он вынужден работать в опен-спэйс. И он бесконечно игнорирует свой душевный дискомфорт. В итоге это приводит к постоянному раздражению и снижению уровня энергии. При условии, что у человека есть установка не злиться, львиная доля энергии будет уходить на сдерживание своей злости и раздражения.


Есть друга крайность: когда человек выражает свою злость бесконечно, по поводу и без повода. Часто это бывает в пожилом возрасте. С одной стороны, любые попытки взаимодействия или общения могут воспринимается как попытки изменить привычный уклад жизни. Зона комфорта уже устоявшаяся, и ее нарушать совсем не хочется. С другой стороны, это может быть свидетельством кризисного состояния. В определенные периоды жизни мы все подводим итоги, приводим ревизию того, а правильно ли прошла моя жизнь, а того ли я достиг, чего хотел. И в случае неудовлетворенности полученными результатами наступает разочарование, которое и может принимать форму злости или раздражительности. Однажды я была свидетельницей того, как в очереди на почте один пожилой мужчина вдруг на пустом месте стал кричать на окружавших его людей. Люди, кстати, были настроены весьма миролюбиво и пытались его успокоить. Но мужчина все больше и больше распалялся. В итоге он стал как-то сбивчиво говорить про сына, который спивается, и про то, что очень тяжелая и безденежная у него жизнь.
Работайте со своей злостью. Не накапливайте ее, но в тоже время не позволяйте другим нарушать ваши границы. Ведь держать злость на другого человека — то же самое, что пить яд самому, думая, что от него умрет кто-то другой. Избавляя себя от негатива, вы добавляете себе здоровья и отличного настроения. При этом исключая из жизни болезни и плохое самочувствие.
© 2017 ИП Хромова Татьяна Владимировна
Татьяна Хромова
Психолог в Москве
    Консультации, тренинги, марафоны, мастер-классы
    Контакты
    Made on
    Tilda